ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов

ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов
По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), наблюдаемый пик производства грузовых вагонов несет риски как для вагоностроителей, так и для железнодорожного транспорта в целом. ИПЕМ считает, что системную проблему неравномерности производства подвижного состава возможно решить долгосрочным регулированием тарифов на отстой порожних вагонов.

Прогнозы ИПЕМ о значительном снижении спроса на вагоны представил заместитель генерального директора Института Владимир Савчук на заседании Комитета Союзмаша России по транспортному машиностроению, которое состоялось 6 ноября в Твери. По мнению Института, ожидаемый рекорд спроса и производства в 2019 году – более 75 тысяч вагонов – сменится в перспективе 2-3 лет трендом спада производства с минимумом вплоть до 38 тысяч в 2023 году. «После 2021 года профицит мощностей по производству вагонов составит 30-50%, – отметил Владимир Савчук. – Постепенное восстановление спроса до уровня 60 тысяч вагонов ожидается только к 2030 году».

Наблюдаемое сегодня перепроизводство подвижного состава несет риски не только для вагоностроителей, но и участников перевозок. По мнению ИПЕМ, формирование значительного профицита парка в местах массовой погрузки и выгрузки чревато образованием новых «пробок», падением скорости и эффективности транспортировки грузов, что уже наблюдалось в 2012 году, после предыдущего рекорда поставок вагонов на сеть.

Таким образом задача «сглаживания» пиков и спадов производства актуальна и для эффективности работы железнодорожного транспорта в целом. ИПЕМ считает, что одним из решений может быть долгосрочное управление ставками на отстой порожних вагонов на сети ОАО «РЖД».

«Введение повышающего коэффициента на отстой профицитных родов вагонов и, соответственно, понижающего на отстой дефицитных сможет стимулировать владельцев скорректировать планы по закупке новой техники. Такие тарифы обязательно должны устанавливаться заранее на длительный период, не менее 5 лет, чтобы обеспечить долгосрочные понятные правила», – указал Владимир Савчук.

Главной целью такой меры должна быть не дополнительная выручка владельца путей общего пользования, а применение гибкого рыночного инструмента регулирования соотношения четырех показателей: емкости путей для отстоя вагонов, объемов профицитного парка, перспективных потребностей в подвижном составе и загрузки производственных мощностей российских заводов.

Расчет перспективных потребностей парка грузовых вагонов, по мнению ИПЕМ, целесообразно выполнять по принятой уполномоченным регулятором методике с учетом регулируемого профицита парка, необходимого для удовлетворения пикового спроса на перевозки. Сами тарифы на отстой вагонов также должен устанавливать регулятор, чтобы исключить «перекосы» со стороны монополии или групп влияния. В обоих случаях необходим общественный контроль со стороны Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его ДЗО. Тарифы на специализированных «станциях отстоя» могут устанавливаться их владельцами на конкурентной основе. «Применение такого подхода позволит существенно снизить регуляторные риски участников перевозок, а привлечение общественной организации позволит принимать сбалансированные решения», – прокомментировал эксперт ИПЕМ.

ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов

mashportal.ru