Мы уже сегодня можем наблюдать практически полностью автоматизированные заводы и склады, магазины, где нет ни одного продавца. Но вот промежуточный этап грузоперевозки все еще лежит на человеческих плечах. Эту ситуацию хотят изменить разработчики из питерской компании, создатели беспилотного шаттла.
Представляем вашему вниманию интервью с Ильей Петрищевым, пресс-менеджером компании Ralient.
Robogeek: Расскажите, кем и когда был инициирован проект беспилотного электрического шаттла R-shuttle? Кто сегодня входит в команду разработчиков? Какую роль выполняете лично вы?
Илья Петрищев: Наша компания появилась летом 2018 года. Изначально идея была делать роботов для складов, но наш СЕО, Кривич Артем, быстро переиграл ее в беспилотные грузовики. Уже в мае месяце мы придумали первое название компании — Ai30 Technology, стали собирать команду. Ближе к августу мы собрали еще четырех человек, из которых в команде осталось двое — наш teamlead и главный инженер-конструктор. Двое других отвалились на самых ранних стадиях. Сегодня в нашей команде 9 человек — это 9 профессионалов, которым интересно делать что-то невозможное. Моя роль в проекте очень гибка, как в принципе у каждого, задач много, каждый должен быть готовым браться за любую из них. Это первое, о чем мы говорим всем на собеседовании.
Часто говорят: куда стартапам тягаться с корпорациями вроде «Гугла» или «Амазона»? Но посмотрите на маленькие компании, которые превзошли крупных игроков в короткие сроки
Robogeek: Поправьте, если мы ошибаемся, но если говорить про беспилотники на дорогах, то большинство компаний смотрят в сторону перевозки людей, а не грузоперевозки. Как думаете, с чем это связано, и почему вы выбрали второй вариант?
Илья Петрищев: Скорее всего, так просто повелось. Сейчас все онлайн-службы такси не приносят дохода. Это крупные компании, и они первыми осознали необходимость перехода на беспилотники. Тем не менее в США много компаний работают и в сфере грузоперевозок — это и Amazon, и очень удачный и успешный стартап TuSimple, за деятельностью которого мы пристально следим. Часто говорят: куда стартапам тягаться с крупными корпорациями, вроде «Гугла» или «Амазона»? Мы это нередко слышали на собеседованиях, но посмотрите на TuSimple, посмотрите на Nuro, на Drive.ai — это некрупные компании, которые, тем не менее, превзошли крупных игроков в короткие сроки.
Robogeek: С какими трудностями пришлось столкнуться в процессе разработки?
Илья Петрищев: Трудностей много, но что больше всего нас огорчало — это отсутствие в России очень многих комплектующих. Мы не говорим о сенсорах, но даже электродвигатели в России делают для узких сфер.
Robogeek: Какие функции и технологии уже заложены в первом прототипе R-shuttle? Что планируете добавить в будущем?
Илья Петрищев: R-shuttle это полноценный прототип с урезанным запасом хода. Это сделано в целях экономии. Что касается системы беспилотного управления, то мы будем постепенно внедрять ее в наш прототип, но вначале обкатывать на автомобилях. Задача шаттла сейчас — научиться ездить вслепую. Это не обкатка беспилотной технологии, это обкатка шаттла как машины в первую очередь.
Robogeek: Проводили ли вы тестирование шаттла, так сказать, «в полях»? Если не секрет, какие были результаты и впечатления?
Илья Петрищев: Еще нет. Планируем осуществить это в ноябре. Впечатления были уже, когда он стал крутить и поворачивать колеса. Особенно у тех, кто за это отвечает.
Мы изначально ставили перед собой задачу работы беспилотника именно в условиях плохой погоды и без разметки
Robogeek: Говорят, «у России две беды: дураки и дороги». Как R-shuttle «борется» с ними? Для начала, как система будет вести себя в снег/на асфальте без разметки или с качеством которое оставляет желать лучшего?
Илья Петрищев: Это один из приоритетов нашей разработки, поэтому мы с этим уже боремся. Мы изначально ставили перед собой задачу работы беспилотника именно в условиях плохой погоды и без разметки. Подробно об этом у нас есть статья на Nvidia и VC.
Robogeek: И, что немаловажно, как система реагирует на других участников движения? Например, в ситуации, когда какой-то лихач подрежет шаттл или какая-нибудь бабулька выскочит на проезжую часть.
Илья Петрищев: Это практически базовый функционал. Реакция будет согласно ситуации. Выскочит бабушка, шаттл произведет экстренное торможение, если другие варианты будут невозможны.
Robogeek: Как указано на вашем сайте «Наши технологии уже оценила компания Nvidia, пригласив нас в свою программу Inception». Расскажите, что это за программа, и в чем заключается поддержка?
Илья Петрищев: Inception — это программа поддержки стартапов, которая позволяет покупать оборудование Nvidia со скидкой, получать помощь в маркетинге, доступ к ряду курсов, венчурным фондам. На текущий момент мы еще не воспользовались всеми возможностями.
Robogeek: Насколько нам известно, у компании в планах запустить шаттлы уже в 2023-м году. Как вы планируете работать с заказчиками: продавать им шаттлы или сдавать в аренду? Есть ли уже понимание, во сколько R-shuttle обойдется покупателю?
Илья Петрищев: Надеюсь, это получится уже в 2022-м. Мы планируем напрямую быть транспортно-логистической компанией и оказывать услуги ритейлерам и бизнесу самостоятельно. Но также рассматриваем вариант лизинга наших шаттлов и ПО для их управления.
Чем шире замена пилотируемого транспорта беспилотным, тем проще на дорогах
Robogeek: Вопрос бытового характера. Придется ли R-shuttle страховать, как и любой другой автомобиль? Как факт того, что это беспилотник, повлияет на цену за страховку?
Илья Петрищев: Сегодня беспилотники страховать обязательно. И эта страховка стоит дороже ОСАГО.
Robogeek: Многие говорят, что появление автономных машин попросту убьет профессию водителей. Как вы к этому относитесь?
Илья Петрищев: Автономные машины будут приходить в наш мир постепенно. Большая часть рынка рано или поздно будет беспилотной. Но со времен промышленной революции в мире много профессий ушли в прошлое. Тем не менее это не стало катастрофой, взамен старых появились новые профессии, занятия, а люди, благодаря технологиям, обрели больше свободного времени, которое могут уделять себе и своим близким.
Robogeek: Как думаете, когда беспилотники будут массово появляться на дорогах общего пользования и что для этого в целом нужно?
Илья Петрищев: В 2035-м году, по моему личному мнению, в развитых странах будет доминировать беспилотный транспорт. Беспилотники важно научить ездить на дорогах вместе с людьми, но, чем шире замена пилотируемого транспорта беспилотным, тем проще на дорогах.
Robogeek: Илья, благодарим за ответы и желаем успешного развития проекту.
, автономный транспорт